Контакты :

Взаимосвязь систематического богословия и практики церковной жизни

Как преподавателю систематического богословия, мне приходится ежедневно сталкиваться с реальностью церковной жизни, иными словами с реальностью применения теоретического богословия на практике. Опыт взаимосвязи практического и систематического богословия и послужил поводом для настоящей статьи. Цель статьи состоит, главным образом, не в истолковании места из Послания к Галатам, вынесенного в заголовок («Если мы живем Духом, то по Духу поступать должны», 5:25), а в осмыслении взаимосвязи между систематическим и практическим богословием.
Союз церквей, в котором я несу пасторское служение, является историческим местом возникновения пятидесятнического движения на территории Германии. В ходе исторического процесса движение разделилось по вопросу о крещении Святым Духом. Та часть движения, которая не разделяла классическое учение пятидесятников о крещении Святым Духом, сформировалась в отдельный, но уже не-пятидесятнический союз церквей. Несмотря на это, разделение на уровне союза церквей духовная практика крещения Святым Духом всё же осталась жить среди отдельных прихожан в непятидесятнических общинах. И как это бывает, со временем в практике не-пятидесятнических общин укоренились два вида духовности, которые и поделили прихожан на тех, кто практиковал крещение Святым Духом и тех, кто придерживался традиционного евангельского понимания о рождении свыше и крещении Святым Духом как одном событии. Полоса разделений прошла в том числе и в вопросе проявления Святого Духа в жизни христиан. Этот вопрос заключался в следующем: «Необходимо ли особое переживание исполнения Святым Духом с последующими явлениями дара языков, чудес и исцелений?» Этой теме был посвящен богословский диспут с целью выработки новой декларации веры.
Опыт этого диспута наглядно показал, насколько трудно идет обсуждение, когда мышление определено парадигмой традиционных понятий, таких как «крещение Святым Духом» и «исполнение Святым Духом». Выход из ситуации видится в выходе за рамки исторически сложившегося вокабуляра и в творческом поиске новой терминологии учения о Святом Духе. Для этого необходим диалог между практическим и систематическим богословием, между реальным практическим вызовом и умением теоретически по-новому подходить к традиционным понятиям.
Прежде всего следует сказать об общей парадоксальности темы Святого Духа. Чувство парадокса возникает при переходе от описания и осмысления сущности Святого Духа к вопросу «что же это практически означает – “жить в Духе”?» Само понятие «дух» мы отождествляем с невещественным началом и связываем его с такими понятиями как настроение, свобода, красота, воодушевление, внутренняя радость, дыхание полной грудью, внутренне озарение. Говорить академическим языком о духе, а уже тем более выводить формулы и теории для духовной практики так же сложно и порой невозможно, как если бы мы говорили о выводе формулы влюбленности или творческого вдохновения.
Особенность протестантского взгляда на Святой Дух заключается в следующем. Церковная духовная традиция, а уж тем более личный духовный опыт не воспринимаются в протестантизме в качестве авторитетного свидетельства об откровении Бога. Главным достоверным и авторитетным источником откровения Бога является текст Священного Писания. Парадоксальность практической стороны протестантской пневматологии заключается в том, что практика духовной жизни, а к ней как раз и относится призыв апостола Павла «поступать по Духу», требует с одной стороны уточнения со ссылкой на текст Священного Писания, но с другой стороны сам текст Священного Писания часто не содержит точных практических объяснений того, что же значит «хождение в Духе». Гордон Фи говорит в этой связи об умалчивании библейских текстов о том, что подразумевается под выражением «хождения в духе». Фи ссылается при этом на Павла, который в Послании галатам призывает христиан жить в Духе, и при этом предполагает знания своих первых читателей о том, что он имеет в виду. Современный читатель ничего об этом не знает, и здесь очевидна напряженность принципа «жизни по Писанию».
Необходимо сказать несколько слов об актуальной ситуации с учением о Святом Духе в протестантской церковной практике. Ситуация здесь двойственная. С одной стороны, по утверждению профессора Петера Циммерлинга, происходит «засыхание» протестантизма из-за бедности духовной практики. С другой стороны, в частности в харизматической среде, вопрос отношения к Святому Духу представлен хотя и достаточно богато, но лишён солидного богословского осмысления. Как «высохший» без духовной практики протестантизм, так и «разлившаяся река» харизматизма нуждаются в богословском осмыслении роли Святого Духа как в жизни церкви, так и в личном духовном опыте христиан. В этой связи и раскрывается главная функция систематического богословия, именно осмысление содержания христианской веры.
Каким образом систематическое богословие может служить плодотворной почвой для практического богословия в вопросах духовной жизни?
Задача систематического богословия состоит в систематизации учения Библии, осмыслении содержания христианской веры и передаче своих результатов практическому богословию в доступной форме. Конкретно для темы Святого Духа это означает, что систематическому богословию необходимо обозначить и анализировать реальность Святого Духа с точки зрения как естественного, так и сверхъестественного Его соприкосновения с формами и возможностями человеческого бытия. Именно в вопросе о Святом Духе богословию необходимо умение творчески мыслить. Поэтому работа богослова – это работа не только аналитика, но также и художника, который создаёт образы, вдохновляющие и побуждающие зрителей на новые идеи и практические шаги. Эти холсты есть ни что иное как развёрнутое, прошедшее через процесс человеческого осмысления откровение Бога. Таким образом, систематическому богословию необходимо по-новому осознать свою миссию в актуализиции и новом моделировании накопившихся богословских знаний. Как художнику, который время от времени отходит от холста и рассматривает свою картину, чтобы увидеть нюансы и новые оттенки красок, так и богослову-систематику необходимо время от времени рассматривать и творчески актуализировать традиционные подходы в мышлении.
Именно в искусстве богословских выводов и создания новых подходов и заложен успех для практического применения богословских знаний. Я говорю не о готовых рецептах и духовных инструкциях, а о богословских формулировках, которые несут в себе созидающую, побуждающую и просвещающую силу. Хотелось здесь упомянуть солидную богословскую базу православного богословия, созданную силой внутреннего озарения, личным духовным опытом и переданную очень стройным, звучным, образным и побуждающим к размышлению языком.
В следующей части статьи мы рассмотрим некоторые аспекты учения о Святом Духе, которые побуждают по новому осмыслить наше восприятие Святого Духа.

30.11.2017

0 комментарии к теме "Взаимосвязь систематического богословия и практики церковной жизни"

    Оставить сообщение

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *