Контакты :

Дух Святой в творении: практические последствия

Например, в контексте учения о Творении формируется знание о смысле и призвании человека жить и развиваться в заданных рамках Творения, а именно в соответствии с законом Божьим. Следовательно, принадлежность к определённому полу (мужскому или женскому) также наполнена духовным смыслом. Жить как мужчина или женщина –это также «хождение в Духе». Выполнение заповедей Бога – это не только вопрос морали, но и соприкосновение с действием Святого Духа в рамках естества. Не эта ли мысль просматривается в словах Апостола Павла: «Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим 7:14)?
Следующее практическое следствие – это формирование ответственного отношения к природе и к земным ресурсам. Такое отношение заложено не только в целесообразности заботы о среде обитания, но и в заповеди Бога Творца «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Заповедь заботы о земле несёт в себе, наряду с моральным смыслом, также и идею творческого со-участия человека в существовании мироздания. В заботе о земле как среде обитания человек соучаствует в работе Духа Творца по жизнеобеспечению мироздания.
Не исключено, что на микро-церковном уровне такое высказывания вряд ли покажется актуальным для непосредственного практического применения в духовной жизне. Однако с точки зрения евангелизации и миссиологии, тема экологии и новых источников энергии представляет собой определенный интерес. Например, люди в современной Европе очень чувствительны к проблемам окружающей среды и поэтому открыты для диалога о Творении и роли человека в системе мироздания. Именно на примере взаимосвязи между миром и человеком можно подвести неверующего к
пониманию того, что проблема ухудшения экологической ситуации имеет духовные корни.
Следующий пример относится к созидательной сущности Святого Духа.
Святой Дух является не только силой созидания, но и самим принципом созидания вообще. Сам момент созидания, а именно переход от несуществующего к существующему отображает в себе преобразующую сущность Святого Духа. Можно сказать, что любой процесс созидания в какой-то мере духовен. Здесь как бы соприкасаются две реальности – процесс сотворения чего-то нового и личность Святого Духа. Не наводит ли это утверждение на мысль, что творчество вообще в определенной степени относится к теме «хождения в Духе»? Для пасторского служения здесь открываются новые перспективы, ведь в компетенции общины находятся возможности для созидания нестандартной, творческой и вдохновляющей атмосферы внутри себя. Это касается и форм богослужения, и различных сфер церковной жизни, и искусство, и роль эстетики в жизни церкви, и инновационный подход к устройству общины. В контексте творческой инициативы следовало бы не только воспитывать чувство прекрасного, но и сознательно использовать эстетические элементы, помогая тем самым человеку не только понимать истину, но и переживать и созерцать её. Способность человека переживать восторг и вдохновение – это так же один из способов восприятия истины.
Следующий пример взаимосвязи богословских дисциплин относится к разделу этики. Между моралью и творчеством также присутствует смысловая взаимосвязь. Процесс созидания относится не только к творческой деятельности в музыке и искусстве, но и к работе над восстановлением образа Божья в человеке. Следуя в жизни заповедям Христа, верующий работает в определенном смысле над преобразованием и созиданием своей новой преображенной личности. Он творит её под водительством и силой Святого Духа. Апостол Павел называет этот процесс «надеванием нового человека» (Кол 3:10; Еф 4:24), т.е. моральноый образ жизни понимается Павлом в качестве духовного действия. В области морали мы соприкасаемся с работой Духа Святого над созиданием Нового Творения в человеке. Такой подход эффективен и применим в проповеднической деятельности и обучении прихожан; также открывается возможность для диалога между конфессиональными богословиями, например, в вопросе понимания свободы выбора и благодати или веры и дел.
Следующий пример взаимосвязи между систематическим и практическим богословием в отношении учения о Святом Духе является взаимосвязь между учением о человеке (антропологией) и учением о молитве15.

30.11.2017

0 комментарии к теме "Дух Святой в творении: практические последствия"

    Оставить сообщение

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *