Контакты :

Антрополия и понимание молитвенной жизни

Одной из центральных тем библейской антропологии является тема миссии и назначении человека, а именно назначение быть образом и подобием Бога. Человек восходит к своему назначению через общение с Богом. Описание сотворения человека во второй главе Книги Бытия подтверждает это тезис: Бог вдыхает в человека дыхание жизни. Используя язык аллегории можно сказать, что вследствие этого творческого акта человек несёт в себе отпечаток прикосновения «уст» Бога, и человеческая природа как бы определена на поиск Лика Божьего, то есть встречи с Богом.
Эта особенность природы человека хорошо видна на примере известного образа – фрагмента мозаики нефа собора Монреале (Сицилия), который передаёт смысл сотворения человека: жизнь входит в человека от лика Божьего к лицу человека (ср. Быт 2:7: «вдунул в лицо его дыхание жизни»). Таким образом, в человеческой сущности заложена потребность человека в прикосновении Духа Божьего.
Карл Барт, ссылаясь на Быт 2:7 говорил, что это место Священного Писания есть прототип практического применения учения о Святом Духе. Призвание человека состоит в о том, чтобы жить в Духе, то есть искать близости с Богом.
Здесь возникает вопрос о месте и времени духовного общения пред лицом Бога. Где же происходит это общение? В молитве. Молитва не просто является разговором с Богом, она есть и то таинственное место, где человек пребывает перед Богом. Молящийся живёт в Духе в том смысле, что посредством молитвы он восходит в своё призвание духовного общения с Богом. И уже не чувственное переживание молитвы и не опыт проникновения Духом формируют интерес к молитве, но сам её факт. Чудо молитвы состоит в том, что в ней человек обращает своё лицо к Богу, и Бог обращает свой взор на молящегося. Это означает, что человек пребывает посредством молитвы в Духе в прямом смысле этого слова.
Оставаясь в разделе антропологии, нельзя не обратить внимания на роль и значение практики прославления Бога в жизни возрожденного человека и богослужении церкви. Как было отмечено выше, в человеческой сущности заложена потребность духовного общения с Творцом. Ханс Вальтер Вольф интерпретирует дыхание, одно из главных физиологических свойств человека, в свете главного назначения человека – прославлять Бога, то есть возносить своё дыхание к Богу. Эту мысль так же подчеркивает Клаус Вестерманн в своем труде «Прославление Бога в Псалмах»:
Прославлять и не прославлять Бога это то же самое, что жить или не жить. Прославление Бога, как и молитва – это определенный образ бытия. Неотъемлемой частью бытия является возвышение. Это показывает опыт человеческой истории: у человека всегда присутствовала потребность что-то превозносить. Без такого превозношения бытие человека невозможно.
Образ прославления как дыхания человека, восходящего в вышние к Богу мы видим и в символизме жертвоприношения – в поднимающемся ввысь дыме от сожжения жертвы. В образном смысле жертвоприношение – это отторжение, отдача, потеря чего-то важного. Применяя это значение жертвоприношения к прославлению Бога, мы открываем интересный подход к пониманию смысла прославления Бога. Прославление Бога – это то место, где человек переживает экзистенциальное самопожертвование с целью последующего возрождения. В полной сосредоточенности на Боге человек перестает существовать и растворяется в прославлении величия Творца, он как бы умирает, чтобы снова ожить в прославлении Бога. Таким образом, в прославлении человек переживает выход за рамки своего «я».
Интересно, что такое понимание прославления переносит нас в плоскость учения о церкви. Если принять слова Павла о том,что переживание полноты Святого Духа реально (Еф 5:18, 20), то очевидно, что соприкосновение с реальностью Святого Духа происходит в общине, а именно тогда, когда она в единении прославляет Бога. Исполнение Духом Святым имеет при этом два главных условия, которые взаимосвязаны друг с другом: собрание церкви и прославление Бога в сердце.
Мы рассмотрели лишь немногие примеры того, как аналитическая и творческая работа систематического богословия может быть продуктивной платформой для практического богословия. Мы ставили своей целью подчеркнуть не только значение и роль систематического богословия в качестве важного звена между исследованием библейского теста и церковной практикой, но и роль мышления в богословии вообще. Ведь повеление Павла «исполняться Духом и ходить в Духе» (Гал 5:25) как бы не без умысла скрывает от читателей ответ на вопрос «Что же делать, чтобы ходить в Духе?»: тем самым Священное Писание подталкивает читателя к размышлению и оставляет открытой возможность как для личного духовного осмысления жизни в Духе, так и для духовной традиции отдельной церкви.

30.11.2017

0 комментарии к теме "Антрополия и понимание молитвенной жизни"

    Оставить сообщение

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *