Контакты :

Восприятие Духа Святого в Творении

Первое общее наблюдение относится к самому понятию «Дух». То, каким образом Святой Дух представлен в Священном Писании, говорит о его особенности, которую необходимо учитывать при составлении библейской пневматологии. Понятие Духа в тексте Священного Писания сложно и неоднозначно: это и Лик Господень, и Его действующая сила, и жизненная сила, творческая энергия Бога, это Сам Бог; и наконец, используя понятия Учения о Троице, Дух Святой – это Личность6. Мы видим, что к понятию «Дух» применяются совершенно разные категории: сила, личность, движение, безначальность и бесконечность7. Это одна из многих причин, почему Святой Дух и Его реальность воспринимаются человеком нередко тенденциозно. К примеру, в пятидесятническом мышлении повышенный интерес к Святому Духу проявляется, как правило, в плоскости его сверхъестественных проявлений.
Святой Дух как явление не вписывается в знакомую нам языковую и понятийную систему. Это затрудняет процесс нашего познания и осмысления темы Святого Духа. Ведь человек воспринимает предмет изучения на основе имеющегося у него инструментария, состоящего из слов, понятий, значений и ассоциаций. Порой не осознавая этого, мы воспринимаем Дух в рамках знакомых нам ассоциаций, таких, например, как ветер, призрак или магическая сила. Это формирует определенную тенденциозность и в практических вопросах духовной жизни.
Уточнение понятийного аппарата сможет побудить нас не только к изучению и поиску практических истин о соприкосновении с реальностью Святого Духа, но и предохраняет от однобокости и тенденциозности.
6 Ин 14:16; 16:13; Деян 13:2; Рим 8:28.
7 Исх 15:10; Чис 11:17; Пс 17:16; 50:14; 138:7; Иов 33:4; Быт 1:2; Ин 3:8; Деян 1:8; 2:3; 10:44; Рим 8:9, 11; 2 Кор 3:17.
Подтверждением разнообразия действий Святого Духа является Его роль в существовании Творения. Именно с точки зрения учения о Творении раскрывается понимание действий Святого Духа в рамках естества. Если рассматривать действие Святого Духа в Творении, то представляется очевидным, что Бог не только созидает видимое творение силой Своего Духа, но и содержит физическое бытие той же силой Святого Духа. Именно в качество созидающей и содержащей жизнь силы Дух Божий представлен в первых стихах Библии, а именно в его порыве и готовности созидать. В своём толковании Книги Бытия Франц Делищ видит противопоставление двух состояний – «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» и «Дух Божий носился над водою»8 – как свидетельство неудержимой страсти Духа к созидательной работе9. Иреней Лионский говорил, что мир сотворён двумя руками Бога: Словом и Духом10. Григорий Богослов преследует ту же мысль и ссылается на Псалом 32:6: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их (см. также Пс 103:30)11. Словарь древневрейского языка Гезениуса подчеркивает значение Духа как «управляющей силы этого мира, которая обеспечивает существование жизни и мира в целом»12. Юрген Мольтман описывает роль Святого Духа как витальную энергию бытия и радость жизни13. Теяр де Шарден подчеркивает динамическую взаимосвязь между реальностью Бога и реальностью физического мира14.
Все эти примеры демонстрируют подход к осмыслению Святого Духа с точки зрения Творения. Такой подход позволяет по-новому взглянуть как на смысл окружающего мира, так и расширяет наши рамки восприятия реальности Святого Духа, что позволяет воспринимать Дух Святой в рамках естества.
Восприятие Духа Святого в рамках естества на языке практики означает, что отношение к творению в его заданной форме и в его смысле является в определённой, хотя и ограниченной степени, соприкосновением с реальностью Святого Духа. Несомненно, у такого подхода есть свои пределы. Грань перехода к анимистическому и пантеистическому мировосприятию очень тонка.
8 Быт 1:2.
9 Delitzsch, Franz. Genesis. Leipzig: Dörffling und Franke, 1853, Р. 83.
10 Ириней Лионский. Против ересей 4.20.1; 4.7.4; 5.6.1.
11Григорий Богослов. Слова. Слово 41, 14, 1.8.
12 Gesenius, Wilhem. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. Berlin/Göttingen/ Heildelberg: Springer-Verlag, 1962 (unveränderte Neudruck der 1915 erschienenen 17te Auflage, Р. 749.
13 Pöhlmann, Horst Georg. Heiliger Geist — Gottesgeist, Zeitgeist oder Weltgeist? Neukirchen-Vluyn:. Friedrich Bahn Verlag, 1998, РР. 67-72.
14 Theologische Realenzyklopädie, Band 33, Berlin: De Gruyter, 2012, Р. 29.
Однако восприятие Творения и самой жизни как обусловленной действием Духа Творца делает христиан чувствительными к духовной стороне Творения. Таким образом, восприятие духовности не ограничивается только сверхъестественным опытом, но и характеризуется отношением к естественными формам жизни. Это вопрос внутреннего настроя человека и его восприятия системы мироздания: человеку необходимо увидеть в Творении непрерывное действия Святого Духа, что восхищает взоры и помыслы человека к источнику бытия, Богу Творцу.

30.11.2017

0 комментарии к теме "Восприятие Духа Святого в Творении"

Оставить сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X